Нехорошие люди в масках

В знаменитом фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" есть сцена, когда враги идеализированного арапа Ибрагима на святках являются к нему в домик в образе ряженых, чтоб над ним поиздеваться. Вначале Ибрагим им рад, до тех пор, пока не понимает, что это - враги, когда они начинают все крушить.
В одной английской ренессансной пьесе есть, оказывается, похожая сцена. Пьеса не слишком известная.
Пьеса "Вудсток" или "Томас Вудсток" сохранилась только в одной рукописи конца XVI или начала XVII века. Ее связывают с шекспировской пьесой "Ричард II", так как речь в ней идет о событии, предшествующем действию "Ричарда II" и служащем отправной точкой сюжета этой более знаменитой пьесы. Событие - убийство неугодного королю дяди, Томаса Вудстока, герцога Глостера. Поэтому у пьесы "Томас Вудсток" есть неофициальное название "Ричард II, часть I". Но если познакомиться ближе с пьесой "Томас Вудосток", то есть ее прочесть, она не выглядит как непосредственно "первая серия" "Ричарда II", так как между этими двумя пьесами есть заметные сюжетные нестыковки. Самая заметная: один из фаворитов Ричарда в "Томасе Вудстоке" убит, а в "Ричарде II" он оказывается жив. Вероятно, "Ричард II" мог бы быть второй серией "Томаса Вудстока", если бы зрители основательно забыли финал первой серии.
В "Томасе Вудстоке" идет борьба за короля Ричарда и будущее страны между двумя группами персонажей: тремя дядями короля - Вудстоком, Джоном Гонтом и Йорком - и фаворитами Ричарда. Дяди воплощают консерватизм, патриотизм и заботу о благе державы. Фавориты воплощают эгоизм, личное обогащение за счет державы и пристрастие к фантастическим зарубежным модам, которое по пьесе рассматривается как нездоровое. Фаворитам удается долго одерживать верх над дядями и полностью подчинять себе Ричарда, внушая ему, что он уже взрослый и в подчинении дядям не нуждается. Есть еще королева Анна Богемская, которая сочувствует королевским дядям и пытается исправлять причиняемое фаворитами-грабителями зло. Ричард ее любит, однако ее влияния для спасения мужа и страны не хватает.
Среди королевских дядей главенствующее положение занимает Томас Вудсток, которого называют "простой Томас", - во-первых потому, что он обычно просто, а не нарядно, одевается, во-вторых потому, что режет правду-матку. В некоторый момент, когда Ричарда уж слишком достал дядя Томас, король высказывает пожелание от него избавиться. Тогда, по совету самого подлого из фаворитов, Тресилиана, король и его компания затевают следующую забаву: они - в том числе король Ричард - переодеваются актерами и являются в дом к Томасу Вудстоку, чтобы его захватить и отправить в Кале, где его затем убивают.
Как и арап в отечественном фильме, Томас Вудсток в начале рад принимать у себя актеров, пока не выясняется, что они явились не с добром. Как можно догадаться, Ричард впоследствии раскаивается и хотел бы спасти Томаса Вудстока, однако это ему не удается.
Подробный анализ или точный пересказ английской пьесы в мои цели не входил. Но общность мотива "опасных ряженых" между фильмом об арапе по мотивам повести Пушкина и этой пьесой обратила на себя мое внимание. Я не думаю, что здесь имеет место прямое заимствование из пьесы для сценария фильма (хотя может быть и так, не пыталась проверить). Может быть и связь благодаря какому-то другому источнику, который я сейчас просто забыла. Но сцены похожи.

https://valya-15.livejournal.com/795546.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Оставить комментарий


Примечание - Вы можете использовать эти HTML tags and attributes:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>