Топ-100 крутых советских актёров. Часть 12

*мурлыкает под нос: "мы пра-ада-алжаем КВН, для чего, для того..."

25. Сергей Бондарчук.

Бондарчу-ук... Я вот даже не знаю, с чего начать. Это вот действительно человек-глыба был, человечище.
Родился в Украине, рос в Ейске и Таганроге, жил в Ростове и Грозном.
В 1948 году попал на советскую "Фабрику звёзд", иначе не скажешь, в фильм "Молодая гвардия". Кого там только не было - И Тихонов, и Моргунов, и Мордюкова, Клара Лучко, Тамара Носова и другие, кучи их. Коммуниста Валько сыграл Бондарчук, а героическую Любу Шевцову - Инна Макарова, на которой Бондарчук впоследствии и женился. Потом был "Тарас Шевченко", которого люто одобрял один грузинский усатый семинарист с забавным акцентом. Возможно, вследствие именно этого, Сергей Фёдорович в 31 год стал Народным артистом СССР, перескочив через ступеньку - Народного артиста РСФСР.
После этого он уже понемногу начал собирать иконостас себе на грудь и топать к прижизненным памятникам, собирая все звания и награды той страны и стран зарубежных. Так как Сергей Фёдорович от линии партии не отвлекался, снимал по букве советской номенклатуры и не рыпался в постмодернизм, звания и награды ему раздавали охотно и всякий зарубеж не запрещали. (Хотя вот КОнчаловский рыпался, но ему всё равно не запрещали. Но ему то чего, у него папа гимн СССР написал)
В 1958 случился совершенно прелестный фильм - "Неоконченная повесть". В ней Бондарчук играет кораблестроителя Ершова, у которого отказали ноги и он неходяч. К нему ходит врач, которую играет Быстрицкая. Есессно, только она и верит, что Ершов будет ходить, чему не верит даже он. Премилый фильм, там много питерских пейзажей и он такой весь, в духе поздних 1950-х, когда уже не СТалин и ещё не совсем оттепель. Поговаривают, что Бондарчук на съёмках Быстрицкую сильно невзлюбил, гнобил и троллил, но влюблённых они сыграли очень качественно. Советская школа.
Ну потом, конечно же, "Судьба человека". Фильм из моего (очень короткого) списка фильмов на случай, если я решу совершить суицид. Я тогда включаю "Судьбу человека", "Донскую повесть", "Брестскую крепость", "Землетрясение" и топлюсь в слезах.
Сам рассказ Шолохова, по которому фильм, сильнейшая штука. Помню, как я в школе его читала. Я была сильно оборзевшей от безнаказанности школьницей, потому что ездила на олимпиады по литературе и привозила школе призовые места. В связи с этим решила, что могу пинать вола в остальное время, ибо сила моего интеллекта это стадо баранов и так превосходит. (Я понимаю степень своей наглости, но, честно, я не так уж далеко была от истины). Смысл в том, что заданное на дом я дома не читала ни-ког-да. ПРограмму я либо уже читала сильно задолго до того, как её начинали проходить плебеи, либо нагло, на второй парте читала во время урока (скорочтение!). Госпди, Елена Анатольевна, простите меня! Так вот, "Судьбу человека" я прочитала на 10минутной перемене и рыда-ала на уроке, как незнамо кто. Конечно, умнейшая Елена АНатольевна быстро просекла, что Шолохова я открывала только что, но опять простила. И какую у меня реакцию фильм должен вызывать, представляете? Особенно когда там в конце "Па-апка! Родненький!.."
Оййй. Пойду за салфетками.
Так, сильно я что-то мыслию растеклась. Про "Войну и мир" не буду, скучно и понятно. Вот скажу про "Молчание доктора Ивенса". Это такие, глубокие семидесятые, когда модно стало снимать фантастику. Довольно качественный получился продукт, хочу сказать. Несмотря даже на Ирину Скобцеву (вторую жену Бондарчука), которая играла абсолютно во всех фильмах своего мужа и везде играла себя, Ирину Скобцеву, жену героя. То есть Бондарчук-то был персонажем, а она Скобцевой. А ещё в этом фильме Жанна Болотова играет инопланетянку. И всё вокруг в фольге. И Болотова в фольге. И финал, надо сказать, не из типичных.
Что ещё сказать про Бондарчука? К концу 1980-х, к сожалению, скатился в кумовство. Если снимался фильм, то в нем снималась вся семья - жена, сын Федя, дочь Алёна, зятья и невестки. А потом и вообще снял "Тихий Дон", который потом доснимал Федя.
С этим "Тихим Доном" у меня одно воспоминание есть, короткое, правда-правда. Бабушка моего друга была потомственной донской казачкой. Такой, из прям станичных. Шикарная дама, имела удовольствие с ней пообщаться. Вот поставил ей внук новый "Тихий Дон", первую серию. В кадре появляется Аксинья с распущенными волосами. Бабушка вздыхает, встаёт с кресла, снимает со стены казачью шашку из златоустовской стали и с воплем "Ы-ы-ы-а-рррр-г-х" разрубает телевизор напополам. Вешает шашку, идёт пить чай.

24. Владимир Этуш

Ловлю себя на мысли, что как-то часто говорю, что люблюкапец актёра N. Я какая-то киношлюха влюбчивая. Ну а вот что поделать, если я и Басилашвили люблюнемогу, и Юрского люблюнемогу, и Баталова люблюнемогу. Чего они понарождались талантливые такие и красивые? Вот и Этуша я люблюнемогу. А как его не любить?
Это как раз тот случай, когда от человека, даже через экран, исходит, во-первых, харизмищщщща, во-вторых невозможная доброта. И я не перестану удивляться, что этот человек прошёл через войну. В тылу не отсиживался, служил в стрелковом полку, защищал земли Кабарды и Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону. Был тяжело ранен и затем комиссован.
В 1945 году Владимир Этуш окончил актёрский факультет "Щуки" и был принят в труппу Театра Вахтангова, где очень скоро достиг успеха.
В том же 1945 году Владимир Этуш начал преподавать в качестве ассистента педагога по мастерству актёра в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина, профессором которого стал в 1976 году. В 1987 году занял должность ректора этого училища, с 2003 года — художественного руководителя.
А помимо блестящей педагогической деятельности сложилась и совершенно восхитительная актёрская. В кино Этуш дебютировал ещё в 1953 году, в фильме "Адмирал Ушаков", а в 1955 сыграл Чезаре Мартини в фильме "Овод" (первая экранизация, которая со СТриженовыми).
Ну а потом-то гирлянда офигенных ролей. Саахов в "Кавказской пленнице", божественный Шпак в "Иван Василиче", король в "Старой, старой сказке". Но моих любимых фильмов есть два.
Первый - мозговыносительная, немного укуренная сказка "Тень". Ну Шварц, мне кажется, судя по сюжетам, нет-нет, да и дул. Такие истории выдумывать. Или гений, наверно. История там проста Учёный (Олег Даль) влюбляется в вертихвостку и не придумывает ничего умнее, чем отправить искать эту леди свою тень. Тень быстренько сваливает и начинает троллить общественность. Этуш там играет Пьетро, хозяина гостиницы. Очень крутая сказка, только мозг выносит сильно.
Ну и другая тоже сказка - "31 июня". Был у меня период, когда я в шестом классе училась во вторую смену и утром дома никого не было. Я вставала, включала кассету с "31 июня" и крутила до тех пор, пока в школу не надо было выходить. Весь год. Без звука могу смотреть, наизусть помню.
Фильм этот, конечно, натерпелся, как мало какой ещё. Причём понятно ещё, почему заставили порезать, например, "Историю Аси Клячиной" (антисоветчина неприкрытая), понятно почему не выпускали "АГонию" (она про Распутина, поэтому), но мюзикл по Пристли, это цирк, конечно. Сначала требовали переснять все танцевальные сцены, потому что "намёк на голое тело". А там, я извиняюсь, балерины. А в трениках принцессы не танцуют. В музыке Зацепина нашли какие-то загадочные "западные аранжировки". А потом ещё актёр, игравший Лемисона, Александр Годунов, во время гастролей Большого театра в Америке, психанул и остался там. Фильм в момент запретили. А потом ещё Юрий Любимов (ну никаким уж боком к этому фильму непричастный) эмигрировал на Запад. Запретили ещё и песню "Мир без любимого". Намёк комитетчикам послышался.
Этуш там играет магистра чёрной магии Мальгрима. И тут уж никакой доброты через экран. Магистр так магистр. Злой. Как надо.
Короче, Этуш - чудо. Часто, кстати, читаю впечатления разных людей, что если его встречать на улице, он всегда и автограф даст и поговорит по-доброму, и поблагодарит, что помнят. Очень ми-ми-ми, ящитаю.

23. Алексей Петренко


ТОже человек-глыба. Здесь ещё и в прямом смысле, ибо роста Алексей Петрович был богатырского роста (190 см). К сожалению, очень долгое время, для меня он был только Кнуровым в "Жестоком романсе". Слушайте, как у меня сегодня герои подбираются. Вот "Жестокий романс" я тоже в один период жизни смотрела каждый день. Причём прям недавно, год, полтора-назад. Да и сейчас, раз недели в две-три могу фоном включить и за каждого персонажа разговаривать. Это вот такая история, которая не устареет никогда. Ну только если одна из половин человечества вымрет. Причём я его посмотрела уже в сознательном возрасте, в 21 год, и как раз вовремя. Хотя про ЖР я чуууть-чуть позже расскажу, во фрагменте про другого человека.
Про Петренко. В 1977 году вышел русско-болгарский фильм "Юлия Вревская", про реальное историческое лицо - русскую баронессу, которой потребовалось срочно оставить все дела и немедленно побежать и принести пользу обществу, желательно геройски при этом погибнув. Хотя этот вариант, изначально, конечно, не рассматривался. Фильм очень годно снят, хорошо показана русско-турецкая война и даже Гюго мелькает. Петренко играет не самую центральную роль, но тоже очень колоритен.
И "Женитьба". Гоголь - гений, тут спорить не будем. И фильмы по Гоголю получаются неплохие. Написала, а потом подумала, что недавно же сняли фильм про Гоголя. Исправлюсь, получались. В России я что-то не помню годных экранизаций Гоголя. Если напомните - буду рада.
Так вот, "Женитьба". История старая, всем известная. Чиновник Подколёсин живёт, вообще-то, неплохо. И тут друг его подговаривает жениться на довольно стрёмной старой деве. Подколёсин (это Петренко и есть) соглашается. Ну а финал всем известен. Или смотрите-читайте.
НУ и, говоря про Петренко, нельзя не рассказать про "АГонию", которую я уже упоминала. Фильм многострадальный. Элем Климов снял его ещё в 1974-м, но вышел он только в 1985. Тематика спорная - биография Григория Распутина. Да и 1970-е же на дворе, всё должно быть благопристойно, а там сиськи обнажёнка. Кошмар. Хотя вот опять же, Кончаловскому разрешили. Папа гимн написал, значит и Кореневу можно в кадре раздеть.
Историческая составляющая - ну такое. Не без вранья. Но фильм годный, посмотреть стоит.
А ещё Петренко отлично начитал рассказы Чехова. На рутрекере лежит.

22. Василий Лановой.


Вот ещё кого я люблюкапец. Человек, который не снимался в комедиях. Снялся в одной. Помните, в "Полосатом рейсе", в конце мущщину на лежаке, на нём ещё из одежды - плавки и очки. Вот - это единственная комедийная роль Ланового. Некоторые, правда, ещё пытаются в тот же коленкор привязать "Алые паруса", где он Грея сыграл, но нет, никогда не соглашусь. Вообще считаю "Алые паруса" исключительно вредной сказкой, вместе с "Морозко" и другими классными историями. Что терпила-Настенька, что Ассоль блаженная, никакой полезной морали не несут. Ладно, это я с детства зла на фольклор, а мы не о том.
Василий Лановой - из категории "реально красавчиков". Ну то есть можно любить Никулина, Петренко или там, Евстигнеева и понимать, что главная составляющая тут не внешность. А Лановой - другая история. И вот особенно остро и наглядно это видится в фильме "Иду на грозу" по книге Даниила Гранина. Там он играет в паре с Александром Белявским. Белявский там, на какой-то чёрт, блондин, но красоты не умаляет. И вот два физика, красы неописуемой, смотрятся рядом так, что прямо сейчас в джеймсбонды отправляй. И фильм хороший. И книга классная, и фильм хороший, о достижениях советской физики. СНят в самый разгар противостояния "физиков" и "лириков".
Конечно, не пройдёшь мимо "Офицеров". Слушайте, как хорошо быть 25-летней и смотреть фильмы заново. Вот смотрела я "Офицеров" в 14 лет и думала: "А как она поняла, что это ей Варавва цветы на подушку положил? Она ж не видела!" Ой, какая я милота. Жалко его было, конечно. Да, я бессовестно опускаю военную составляющую и вывожу на первый план любовные страдашки. Я девочка, мне можно.
А ещё у меня есть киноизвращение - я люблю советские детективы. Они очень необычные Такая атмосфера классная. И нагнетать у нас умели неплохо, и саспенса подогнать. Но это если как "Десять негритят". А есть такие, как "Петровка, 38" и "Огарёва, 6". Это такие, обычные трудовыебудни советской милиции. И там опять дуэт Юматова с Лановым.

21. Леонид Филатов

Выбрала эту фотографию, потому что на ней не видно усов. Ну не люблю я усы у мужика, если они с бородой не кооперируются. А ещё здесь пронизывающий филатовский взгляд, прям как надо.
Ну и вот тут уж меня поддержит большинство советских женщин. Если Олег Борисов, секс на палочке (с) ТБВ для меня и круга избранных, то Филатов - признанный секс советского экрана.
Первый фильм Леонида Филатова - "Город первой любви" 1970 года. Он для меня довольно важный, просто потому что действие всех трёх новелл разворачивается в Волгограде. Точнее в Сталинграде, в трёх временных пластах - Царицын, 1919 год; Сталинград, 1929; Сталинград, 1942. Три новеллы, очень пронзительные, очень хорошо снятые. Дебют не только ФИлатова, но и юного Стаса Садальского.
Я абсолютно не специально, но так получается, что тут ещё один фильм, который я каждый день смотрю. Это "Экипаж" 1979 года. Сначала скажу, что я люблю режиссёра Александра Митту и считаю его одним из самых выдающихся в СССР и России. И "Экипаж" это, ну просто бомба.
Состоит из двух частей. В первой описываются жизненные перипетии лётчиков. Всё как у людей. У командира (Жжёнов) дочка лет от силы 18-ти залетела от непонятно кого, у лётчика Ненарокова (Анатолий Васильев) вообще беда, у него жена тварь истеричка. Поднимите руки, кто смотрел "Экипаж"? Вас бесила Аля? Не поверю, что не бесила. И вот опять же. Можно её понять. Я можт лет через пять посмотрю ещё раз и совсем её пойму. Но бесит.
А Игорь Скворцов, которого играет Филатов, шлюх неравнодушен к женскому полу. За фильм может сложиться впечатление, что он своих леди просто грандиозно по времени расписывает и разводит в разные стороны. А чего, у меня такой друг есть. Гениально разводил по часам шесть дамочек. Ещё и жили все рядом. ТОлько один раз спалился, по несусветной глупости. Вот Филатов там такой же. А ему красивая Яковлева попадается, которую (внезапно!) такой порядок не устраивает.
Вторая часть посвящена аварии в самолёте. В результате землетрясения и взлёта с аварийной полосы, самолёт получает трещину. Ну и надо что-то делать.
В одном из конечных эпизодов у меня каждый чёртов раз сжимается комок в горле (это когда дождь и музыка Шнитке). Митта умеет.
К сожалению, в фильме изменили концовку. По первой задумке Митты командир Тимченко оказывается за штурвалом самолёта, а рядом появляются его фронтовые друзья, погибшие молодыми, и встают у него за плечами, как два крыла. Что нам как бы намекает, что Тимченко умер. Но этот финал запретил сам Брежнев. Не любил, когда в кино старики умирают.
Роли в кино у Филатова - это хорошо. Но вы читали "Сказ про Федота-стрельца"? Это гениально. Помимо актёрского таланта Леонид Алексеевич был одарён и писательским. Написано чуть не пятьдесят лет назад, но всегда останется актуальным.
Сознаю свою вину.
Меру. Степень. Глубину.
И прошу меня направить
На текущую войну.
Нет войны — я все приму -
Ссылку. Каторгу. Тюрьму.
Но желательно — в июле,
И желательно — в Крыму.

https://goodpeople.livejournal.com/340916.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Оставить комментарий


Примечание - Вы можете использовать эти HTML tags and attributes:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>